полезные
статьи

КРИЗИС И ПРАЗДНИК

дата публикации – 14.12.2009

Новый год на пороге, однако. Время подводить итоги, подсчитывать прибыли и убытки, гордиться достижениями и сокрушаться о неудачах, строить осторожные планы на ближайшее будущее и мечтать о том, что 2010 год будет лучше предыдущего. Все перечислили, ничего не забыли? Ах, да, еще надо всей компанией достойно отпраздновать уход старого года и наступление нового.

А «достойно» – это как? И, самое главное, зачем? Ведь кризисные неприятности, что совершенно очевидно, не закончились. С деньгами почти у всех неважно, да и настроение так себе – стоит ли устраивать празднование?

Давайте-ка вспомним, что было год назад. Уже прошла первая волна массовых сокращений, уже разорилась часть компаний, уже стало понятно, что будущее всем нам светит совсем не лучезарное. В общем, положение, в котором год назад находились владельцы малого и среднего бизнеса, более всего было похоже на состояние «в ожидании удара» – а оно порядком выматывает. И в декабре прошлого года по все стране наблюдалась массовая тенденция экономии на праздновании Нового года, а то и полного отказа от него.

Нет худа без добра: в «тучные» годы на новогодние корпоративы выбрасывались громадные деньги, но при этом их качество нередко бывало ниже среднего. А основная цель корпоративного праздника – сплочение коллектива и повышение лояльности персонала по отношению к руководству компании с последующим ростом качества исполнения своих профессиональных обязанностей – достигалась, пожалуй, в одном случае из десяти. Но я сейчас не о новогодних корпоративах, а о новогодних праздниках, между ними – большая разница.

Многое изменилось в нашей стране за последние двадцать лет. Ушли старые праздники и появились новые, но Новый год остался. Почему это произошло? Может быть, причина в том, что этот праздник родом из детства, когда о нас заботились старшие. Может быть, в том, что он в восприятии многих людей немножко «волшебный». Может быть, в том, что все мы воспитывались в советских традициях, а широкое и от души празднование Нового года было одной из самых могучих традиций в СССР. Для решения сегодняшних проблем в бизнесе не так уж принципиально установить причину всенародной любви к новогодним праздникам. Но сбрасывать со счетов ее значимость – непозволительно: не хлебом единым жив человек, и не только зарплатой (даже если она высокая) мотивируется работник. Есть еще одна забавная деталь: не замечали – в отношении среднестатистического россиянина к своему работодателю довольно часто проскальзывает что-то, удивительным образом напоминающее отношение ребенка к родителю? Короче говоря, причин может быть много, но вывод в восприятии наемного работника один: есть деньги, нет денег – праздник должен быть.

Какие правила надо соблюсти для того, чтобы праздник в условиях, подобных нынешним – ограниченности средств, общей неопределенности, малой стабильности, больших нагрузках, депрессивной атмосфере – все-таки удался?

1. Не тратить деньги на показное: «крутое» помещение, дорогую еду, престижных исполнителей – «свадебных генералов», которые, пропев с недовольным лицом и под фонограмму одну-две песни и получив крупный гонорар, уезжают на следующий корпоратив. Траты такого рода в наше время ассоциируются исключительно с пиром во время чумы и никак не способствуют повышению лояльности персонала.

2. Не экономить на спичках. Вариант празднования в помещении офиса возможен – но только в том случае, если имеется просторное чистое и проветриваемое помещение, которое можно самостоятельно украсить новогодними елочками, гирляндами, воздушными шариками. Подготовкой меню должны заниматься «специально обученные люди» – полагаться на то, что каждый принесет что-то вкусное, не стоит. Еды должно быть: а) много и б) и свежей. Важно: на столе недопустима посуда «с миру по нитке»: следует либо использовать одноразовую, либо, что лучше – приобрести несколько недорогих одинаковых сервизов, они всегда окажутся кстати. Для развлечения почтенной публики можно пригласить ди-джея, предварительно обсудив с ним музыкальную программу, или молодежный коллектив (студенты музыкальных вузов много не запрашивают), но тоже – сначала ознакомившись с программой и попросив продемонстрировать кусочек выступления.

3. Над традиционной речью руководителя в этом году следует серьезно поработать. Новый год – праздник надежды на лучшее, поэтому оптимистичная речь в разрезе: «Мы выстояли и надеемся выстоять в дальнейшем» прозвучит чрезвычайно актуально. Также к месту будет благодарность сотрудникам компании за то, что они помогли компании удержаться. Если получится – желательно хоть кого-то наградить ценными подарками, если такой возможности нет – вручить лучшим работникам хотя бы недорогие, но оригинальные сувениры. Главная задача руководства – донести до сотрудников, что жизнь, несмотря на кризис, продолжается.

4. Пригласить Деда Мороза, хоть ненадолго. Не Санта Клауса, Микки Мауса или Гарри Поттера – именно Деда: в валенках, в длинной шубе, с посохом, которым он станет «зажигать» елку. Да-да, и «раз, два, три, елочка, гори!» тоже можно использовать. Люди очень устали за этот год, и если они на мгновение вернутся в детство, это будет хорошо – многие наши ресурсы находятся именно там, и надо лишь вспомнить о них.

5. Заранее позаботиться о качестве и количестве алкоголя и проистекающих из его неразумного потребления проблемах. Значит, во-первых, алкоголь надо приобретать в приличном месте – иначе, погнавшись за скидкой, можно купить «паленый» вариант: это тоже российская традиция – травиться на праздники некачественным алкоголем. Во-вторых, надо назначить ответственных за алкогольную безопасность на праздновании. Таких людей лучше подбирать из числа непьющих. Их задача – следить за тем, чтобы народ закусывал, а если кто-то явно перебрал и собирается поскандалить – деликатно увести из общего зала, а потом отправить домой (в сопровождении, чтобы не замерз) или уложить спать где-то в укромном уголке. Увы, в нашей культуре редко обходится без алкогольных эксцессов, и это не слишком приятно. Но, в любом случае, лучше к ним готовиться загодя – чтобы не подобное не стало «сюрпризом».

Если у руководства получится не погрешить против перечисленных правил, эффект от такого мероприятия будет сильным: люди проводят тяжелый год и станут смотреть в год следующий с большим оптимизмом. А тот, кто смотрит в будущее с оптимизмом, всегда работает лучше, чем тот, кто считает, что завтрашний день может оказаться его последним рабочим днем на этом месте. Поэтому: кризис – кризисом, а новогодний праздник – по расписанию.

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты