полезные
статьи

ЛЕТАТЬ НЕ ВРЕДНО?

«Фармацевтический вестник / Фармперсонал» № 17 за 2011 г.

 

Окунемся-ка в сравнительно недавнее прошлое… В советские времена в  лексиконе руководителей среднего звена нередко встречалось забавное слово: «летун». Те, кто постарше, легко сообразят, что в управленческом контексте это слово наверняка относится не к авиации, станкостроению или зоологии.  В Толковом словаре Д.Н. Ушакова термин «летун» расшифровывается  так: «Рабочий или служащий, часто меняющий места работы, переходящий с одного производства на другое в погоне за большим заработком». Подобное в те времена решительно не приветствовалось, и на работу «летунов» брали весьма неохотно. Нельзя сказать, чтобы традиция «перелетать» с предприятия на предприятие была чрезвычайно широко распространена в Советском Союзе, но, тем не менее, «летуны» — органичная часть трудовой культуры тех лет. Почему люди становились «летунами»? Возможно, для одних  и впрямь самым важным был материальный фактор («Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше»); других привлекала романтика частых переездов и новых впечатлений («Им овладело беспокойство, охота к перемене мест…»); третьи ориентировались исключительно на авральный стиль работы и не выдерживали обычной рабочей рутины («А он, мятежный, просит бури…»)…

Прошло много лет. Изменился социальный строй, на рынок труда пришло новое поколение и, конечно, модифицировалось отношение людей к работе. Стало иным и отношение к людям, которые с некоей периодичностью меняют места работы, и для немалой части нового поколения наемных работников переход раз в два-три года в другую компанию — норма. И в самом деле: зачем засиживаться на одном месте, лишать себя возможностей, которые отсутствуют в родной компании, но наверняка есть в другой?

Но… не все так думают. И по сей день многие наши сограждане  относятся к самой идее смены места работы кто с явным, а кто  со скрытым негативом. А ведь правда: если человек проработал в компании 3-5-7 лет, честно прошагал ступеньки карьерной лестницы, прекрасно разбирается в специфике деятельности своей фирмы, хорошо вписан в ее корпоративную культуру — зачем ему куда-то уходить и начинать все заново?

Интересно, что оба подхода обусловлены серьезными социальными причинами. Сначала о главных причинах частой смены работы.

Причина № 1: существующие проблемы на рынке труда. Особенно показательны в этом плане последние несколько лет непосредственно перед кризисом: тогда никого не удивляла даже такая ситуация, при которой наемный работник менял место работы 2-3 раза в год. А почему бы и не поменять, если на кадровом рынке дефицит наемных работников, а работодатель вынужден предоставлять потенциальным сотрудникам все более и более выгодные условия в обмен даже не на качественное выполнение профессиональных обязанностей, а просто — за присутствие на работе? Люди редко отказываются от возможностей, которые сами плывут в руки.  Тем более, что работодатель столь увлеченно включился в соревнование «Кто заплатит больше?» и совсем забыл о том, что не хлебом единым жив человек.

Причина № 2: смена государственной идеологии. «Нам солнца не надо, нам партия светит, нам хлеба не надо — работу давай!», — этот лозунг безвозвратно ушел в прошлое. А с учетом того, что страна у нас а) дорогая и б) бедная, вполне естественно, что люди ориентируются на большие деньги и меньшее количество работы.

Причина № 3: управленческие проблемы, мешающие человеку в полной мере реализоваться в одной компании. Карьера, как известно, бывает двух видов: вертикальная и горизонтальная. Вертикальную карьеру по-другому еще называют административной, а горизонтальную — профессиональной. В российской деловой культуре более желательной является карьера вертикальная — считается, что при ней работы меньше, статус выше, зарплата и прочие материальные блага — в большем количестве. Щекотливый момент — не всем нужен такой сценарий развития карьеры, многие люди вполне бы удовлетворились «горизонтальным» вариантом. Но зачастую в российском бизнесе оказывается так, что получить прибавку к зарплате проще, лишь перейдя в другую компанию. А если у человека к тому же имеется и тяга к повышению своего статуса, ему прямая дорога на «работный» сайт: взаимосвязь между усердием в работе и продвижением по карьерной лестнице безусловна совсем не в каждой коммерческой организации.

Причина  № 4: довольно глубоко укоренившаяся в российском бизнесе идея «американского подхода», который предполагает, что человек, слишком долго работающий на одном и том же месте, неизбежно начинает работать плохо, поскольку устает, теряет деловую хватку и снижает темп деятельности. В соответствии с этим подходом считается, что смена места работы дает наемному сотруднику новый импульс, у него, фигурально выражаясь, загораются глаза, а эффективность его резко возрастает. Есть такие руководители, которые, прочитав в резюме кандидата, что тот проработал в одной и той же компании длительное время (или вообще имеет опыт работы только в ней), стараются даже на первое собеседование его не приглашать. Объясняется подобное решение так: если человек долго просидел в одной компании, у него имеется только одна модель поведения на работе, и потому  есть опасность, что он не сможет быстро «встроиться» в модель, характерную для нового места работы. Логика подобного убеждения отнюдь не безупречна, но у нее немало поклонников; возможно, из-за того, что очень хочется подвести идеологическую базу под неизбежные последствия первых трех причин.

Главные причины того, что люди в немалой своей части нацелены все-таки на длительное сотрудничество с компанией-работодателем, это:

Причина № 1: базовая человеческая потребность в стабильности. Вспомните классику — пирамиду Маслоу. Желание стабильности — есть желание безопасности, и с этим трудно бороться. В ситуации, когда жизнь предлагает большой выбор и стабильность можно обеспечить разными способами, не в этой компании, так в другой — можно и покапризничать. Но как только тучи в виде вероятной безработицы сгущаются над головой наемного работника, он сразу начинает крепко держаться за свое рабочее место. Мы могли видеть много примеров тому во времена массовых «кризисных» увольнений, да и теперь такое можно наблюдать в регионах, где рынок труда ограничен, и для того, чтобы найти новую работу, приходится предпринять ряд усилий.    

Причина № 2: пришедшее ко многим нашим согражданам понимание того, что уровень российского менеджмента пока невысок везде, и «от перемены мест слагаемых» сумма если и меняется, то не так, чтобы очень заметно. А если так — зачем менять место работы и терять синицу в руке, если гипотетический журавль при ближайшем рассмотрении может оказаться дроздом, галкой или той же синицей, но несколько  иного окраса? Лучше остаться там, где ты есть, и где тебе уже известны правила игры.

Причина № 3: Объективные, заданные психофизиологией, а не Трудовым Кодексом, сроки  адаптации на рабочем месте. Ведь успешно пройденный испытательный срок вовсе не означает, что человек уже полностью адаптировался к новому месту работы, новому виду деятельности и новой корпоративной культуре и начал приносить прибыль компании. Люди разные, бизнес разный, ситуация в экономике разная. И, соответственно, сроки адаптации — тоже разные. И, по-хорошему, должны пройти хотя бы год-два, чтобы сотрудник вошел в силу, три-четыре —  чтобы он стал получать настоящее удовлетворение от работы и пять-шесть — чтобы научился решать по-настоящему сложные профессиональные задачи.

Так как же все-таки лучше? Целенаправленно и стабильно развиваться в одной компании, пользуясь доверием руководства и наслаждаясь сознанием растущего профессионализма? Или каждые несколько лет переходить на другое место работы, всякий раз получая новый толчок к движению вперед, заводя новые знакомства и осваивая непривычную сферу деятельности? Думается —  при том, что здесь все очень индивидуально — стратегически более правильный вариант — первый: он ближе человеку, выросшему в отечественной культуре. Но с учетом нынешних реалий следует признать — в ближайшие несколько лет мы, скорее всего, будем встречаться  именно со вторым вариантом. Самое главное — не перепутать их и верно выстроить линию поведения.

 

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты