полезные
статьи

БИЗНЕС: РАБОТА НА РЕПУТАЦИЮ. СЕЙЧАС?!

дата публикации – 17.06.2009

У подавляющего большинства людей существует специальный психологический защитный механизм, который срабатывает в ситуации длительных тягот. Этот механизм можно обозначить общеизвестной фразой: «Нам бы только ночь простоять, да день продержаться». На практике такой подход выглядит следующим образом: человек живет сегодняшним днем, решает исключительно сиюминутные проблемы и самым быстрым способом, а о будущем – особенно отдаленном – задумывается крайне редко и, следовательно, не строит никаких далеко идущих планов. Оно и понятно, грамотное планирование в условиях малой предсказуемости будущего – процесс чрезвычайно энергоемкий, а энергия, и физическая, и психическая, нужна для решения самого насущного вопроса «Как выжить?»

Любопытно, что приблизительно то же происходит в «трудные времена» и с коммерческими компаниями малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес, безусловно, тоже страдает, но у него запас прочности обычно больше (не всегда, кстати, и свидетельством этому серьезные проблемы даже у некоторых транснациональных компаний, о которых в последнее время все чаще и чаще сообщают СМИ). А у сравнительно небольших коммерческих компаний ресурсов для того, чтобы противостоять ухудшению экономической ситуации, маловато. Вот и приходится вертеться, кто как может, нарушая не только официальное законодательство, но и общепринятые моральные нормы и совершенно не задумываясь о том, как это аукнется компании в дальнейшем, если ей повезет пережить кризис. А стоило бы задуматься, ведь репутационные риски вследствие ошибок антикризисного управления весьма высоки.

Ошибки антикризисного управления

1. Самый распространенный вариант – перебор с «закручиванием гаек» в своей компании. Причины, по которым подобное происходит, могут быть очень разными. Например: никто, наверное, не будет спорить с тем, что за годы «нефтяного процветания» трудовая дисциплина в российских компаниях порядком упала. Причины – сотрудников не хватало, найти на замену лодырю более толкового работника было трудно, и хозяева волей-неволей терпели мелкие, а порой и крупные нарушения работниками установленных в компании правил. С приходом экономического кризиса положение изменилось. Восторжествовала модель «Вот тебе, коршун, награда, за жизнь воровскую твою!» И пресловутые «гайки» стали «закручивать» с такой силой, что стала срываться «резьба». Ведь в отечественном менталитете существует такая интересная штука – понятие о моральном праве (знаменитое российское: «Какое вы имеете право?!»). И сотрудник, который спокойно, ничуть не мучаясь совестью, год назад ежедневно опаздывал на работу на 10-15 минут, конечно, разозлится, если отныне за опоздания его будут штрафовать, но при этом про себя согласится с тем, что это – за дело. Однако, если параллельно со штрафами руководство введет еще и проход через рамку металлоискателя на входе и выходе, видеокамеры в туалетных комнатах и проверку на детекторе лжи каждый квартал (а что, контролировать, так контролировать!) – это будет чересчур, и:

а) сотрудники не замедлят отреагировать снижением качества работы (ведь вполне реально приходить на работу вовремя, но не напрягаться на ней);

б) репутация руководства очень сильно пострадает (тот, кто не умеет соблюдать меру, неизбежно теряет во мнении окружающих);

в) компания приобретет репутацию «нехорошей».

Самое неприятное заключается в том, что негативный эффект от ошибки чрезмерного «закручивания гаек» проявляется не сразу, подобно эффекту радиации. Но когда процесс доходит до критической точки, репутация компании изодрана в клочья и восстановлению не подлежит.

В качестве иллюстрации могу привести пример одного крупного промышленного предприятия в небольшом городе на юге России. Вроде, и кризис, и вариантов-то не так уж много у жителей города в смысле выбора работы, а не идут люди работать на этот завод! Дурная слава о нем распространилась уже по всему краю. Мол, «там над людьми зря издеваются!» (цитата). Это самое «зря» и есть продукт излишней старательности руководства в деле повышения трудовой дисциплины. А когда кризис подойдет к концу, имидж и репутация у завода будут такие, что кадры для него придется днем с огнем искать.

2. В период экономического кризиса по всему миру на предприятиях происходят сокращения численности работников. Людям, которых уволили, от этого не легче, но логическое объяснение таким мерам найти можно. Компания жертвует меньшей частью сотрудников, чтобы сохранить большую. Но ведь и уволить человека, а, тем паче, немалое количество людей, можно по-разному. Мы уже рассматривали в этой рубрике вопросы цивилизованного увольнения, поэтому сейчас акцент важно сделать на следующем: человек, которого уволили так, что у него осталось впечатление «вышвырнули на улицу и оставили без средств к существованию», для предприятия – мощная бомба «черного пиара». А если таких людей много? А если город небольшой? Тогда репутация компании пострадает особенно быстро и очень сильно.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть столичный сетевой магазин женской одежды. Когда в феврале 2009 года руководству стало ясно, что «кризисный» покупательский спрос не в состоянии обеспечить прежний уровень продаж, было принято решение «избавиться от части продавцов» (цитата). Кстати, это и впрямь была необходимая мера, без нее компания бы не обошлась. Но как производились увольнения? «Выдавливанием» людей, ухудшением условий их труда, угрозами «уволить по статье». Цель такого хода была следующей – не платить увольняемым выходные пособия, которые полагались по законодательству. Цель была достигнута, люди уволены. Но резонанс эта история получила громкий. И компания сейчас (когда кризисные явления в экономике продолжаются, а безработица по-прежнему велика) столкнулась с тем, что подобрать адекватных людей на вакансии продавцов получается «со скрипом» – действительно хорошие специалисты даже до собеседования не доходят: прочитают в Интернете отзывы о компании и отказываются от идеи в ней работать.

3. Еще одна ошибка – демонстративное сворачивание всех социальных / благотворительных программ. И в этом случае, как и в предыдущих, разговор идет не о той ситуации, когда у компании стало очень плохо со средствами, и она просто не может себе позволить и дальше финансировать, скажем, посещение ее сотрудниками оздоровительного центра (или покупку игрушек, или оргтехники для подшефного детского дома). А бывает и так: испытав определенные денежные затруднения, руководство компании одним махом отменяет все «небизнесОвые» траты, дескать, поиграли в западную компанию, и хватит, теперь будем экономить. Сэкономить, конечно, получится, но в рейтинге такое предприятие потеряет серьезно. Общественное мнение – сотрудников, членов их семей, жителей города или региона, где расположено предприятие, партнеров, клиентов – это сегодня важно и будет еще важнее завтра

В качестве иллюстрации можно рассмотреть пример строительной компании на Северо-Западе нашей страны. Кризис очень больно ударил по девелоперам, и в такой компании стала ощущаться нехватка финансов. На специальном совещании решили сократить всю «социалку» для сотрудников, прекратить финансовую поддержку двух музыкальных школ для одаренных детей и заморозить строительство нового корпуса интерната для пожилых одиноких людей. Уже проект решения подготовили, порадовались, что столько денег в компании останется, пора бы и расходиться. И вдруг генеральный директор-собственник говорит: «Все хорошо придумали, а как же мы людям-то в глаза теперь смотреть будем?». Совещание продолжалось еще три часа. Happy end, счастливой концовки, не получилось – все же пришлось отказаться от многих (но не от всех) социальных программ для сотрудников, значительно снизить уровень финансовой поддержки музыкальных школ. И дождаться переезда в новый корпус из старого интерната, увы, удастся не всем его теперешним обитателям – строительство решили не замораживать, но темпы его, безусловно, будут иными. И все-таки… «Лицо» компания сохранила, и репутацию свою укрепила.

Вернемся к модели «Нам бы только ночь простоять…», о которой шла речь в начале статьи. Да, такая установка помогает выжить. Но разве в реальной жизни так уж часто вопрос жизни и смерти возникает перед нами? За редким исключением, у нас есть «завтра», «послезавтра». И даже если человек живет одним днем, он вполне может себе это позволить, имея полное право распоряжаться своей жизнью. Другое дело – компания, фирма, предприятие. Жить «одним днем» – значит лишить свой бизнес будущего. Не заботиться о репутации компании – значит потерять все. И это важно учитывать всегда, даже в кризис, и особенно – в кризис

наверх

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты