С чем у большинства людей ассоциируется понятие имиджмейкинга?
Кто-то сразу представляет себе манерного стилиста с экстравагантной прической, бриллиантовой сережкой в ухе и обтягивающих розовых джинсах. Он хлопочет вокруг богатой клиентки, подбирая ей макияж, либо уговаривая приобрести бирюзово-оранжево-фиолетовый костюм, отделанный перьями павлина и усыпанный блестками (как вариант — не стилист, а две суровые элегантные дамы из телепередачи, безапелляционно требующие от своей жертвы: «Снимите ЭТО!»). Кто-то сразу вспоминает нашумевшую книгу Чингиза Абдуллаева «Манипулятор» и связывает имиджмейкинг с политконсалтингом и выборами. В таком случае ясно: имиджмейкинг — это умение черное сделать белым, белое — полосатым, человека с сомнительной репутацией — добропорядочным гражданином, за которого будут голосовать все здравомыслящие жители города или области. А еще кто-то полагает, что имиджмейкинг — инструмент для создания позитивного образа заказчика, то есть того, кто заплатил деньги имиджмейкеру и сказал: «Я хочу производить впечатление сильного (веселого, серьезного, доброго, жесткого, прогрессивного, консервативного и т.п.) человека», и вслед за этим имиджмейкер, хорошо зная законы создания конкретного образа, берется за выполнение заказа.
В каждом из перечисленных представлений присутствует большой процент истины. Если собрать вместе десять специалистов, профессионально занимающихся имиджмейкингом и попросить их сформулировать данное понятие, скорее всего, мы получим десять сильно отличающихся друг от друга ответов. Почему? Потому что на них будут влиять такие факторы, как образование, профессиональный опыт, сегмент рынка, на котором работает специалист, его личные предпочтения и черты характера… В общем, имиджмейкинг — понятие весьма широкое, поэтому сразу надо уточнять, о чем идет речь на этих страницах. А речь идет об имиджмейкинге в бизнесе. Его часто смешивают с public relations — связями с общественностью; с маркетингом или технологиями HR. Четкую границу и впрямь провести сложно, поскольку все они работают на имидж организации, то есть на впечатление, которое она должна производить на внешнее окружение. Пожалуй, все эти виды деятельности могут быть названы имиджмейкингом в бизнесе. А работа над имиджем конкретного руководителя, отдела, всей фирмы в целом со стороны внешнего специалиста отличается следующими признаками:
Читать далее..
- Свежестью взгляда и возможностью более свободно судить о плюсах и минусах существующего положения дел, что логично вытекает из неангажированности специалиста. То есть он не только увидит, что именно надо менять, но еще и не побоится сказать об этом руководителю. Более того, как раз за это он и получает впоследствии свой гонорар;
- Гораздо более богатым опытом: люди, находящиеся внутри компании очень хорошо знают ее и те организации, в которых работали ранее. Опыта взаимодействия с самыми различными компаниями у консультанта на несколько порядков больше;
- Консультант обладает в том числе и негативным опытом — «как не надо делать», что предохраняет заказчика от серьезных проблем в будущем. Искушение сделать «имидж, как у …» без учета собственных возможностей и особенностей может быть очень сильным. Тогда консультант и говорит свое аргументированное «нет» и выстраивает вместе с заказчиком гораздо более выигрышную стратегию.
Кто чаще всего обращается к консультанту за помощью в области бизнес-имиджмейкинга? Самые разные люди. Наиболее распространенный вариант — люди, недавно переехавшие из другого региона. Это, как правило, руководители среднего звена, специалисты «свободных» профессий. Еще — люди, резко «пошедшие в гору»: получившие высокую должность, сменившие социальный статус. Иногда запрос следует от HR-специалиста и выглядит так: «Нашему руководителю отдела продаж хорошо бы…». Обычно из такого запроса ничего не получается, поскольку у непосредственного клиента, того самого руководителя отдела продаж, отсутствует мотивация к изменениям. Руководители высшего звена с запросом на имиджмейкинг обращаются довольно редко, и заказ формулируется либо в ходе коучинга или управленческого аудита, либо по рекомендации кого-нибудь из близких… Таковы уж особенности российских руководителей: очень трудно признать, что чего-то не можешь сделать сам и нуждаешься в поддержке специалиста. Да и поверить в то, что такие «мелочи», как выражение лица, способ излагать свои мысли, прическа, цвет костюма, выбор ремня — серьезнейшим образом влияют на восприятие руководителя его подчиненными, партнерами, даже родственниками — трудно.
Краткий пример: руководитель подразделения крупного российского холдинга в сфере автомобильного бизнеса выиграл тендер и подписал эксклюзивный договор о сотрудничестве с одним из известнейших производителей автомобилей в Европе. Теперь большую часть его рабочего времени занимало общение с иностранными партнерами. Владея в совершенстве двумя иностранными языками, он не предвидел никаких осложнений во взаимодействии с зарубежными коллегами, но они появились. Жалоба, которую он сформулировал приглашенному консультанту, выглядела так: «У меня все время такое ощущение, что они (партнеры) не воспринимают меня всерьез. То как-то непонятно переглядываются, то на что-то намекают…». Нет, это был не приступ подозрительности. На общей встрече, где присутствовал и консультант, сказанное подтвердилось: партнеры действительно разговаривали чуть свысока, в покровительственной манере (что, к слову, на первый взгляд не имело никакого разумного объяснения). Проанализировав ситуацию, заказчик с консультантом пришли к выводу: надо изменить восприятие руководителя-заказчика иностранными партнерами. Заказчику на тот момент времени было около 30 лет. Светловолосый, среднего роста, не очень крепкого сложения, он выглядел несколько моложе. Стараясь компенсировать этот, как ему казалось, недостаток, он надевал костюмы (очень дорогие костюмы!) темных расцветок, суперконсервативные галстуки в полоску в сочетании с ослепительно белыми рубашками. Манера вести разговор, походка, взгляд, улыбка, часы, ботинки, толстая черная оправа очков — все это должно было, по его замыслу, транслировать партнерам: «Я взрослый, состоявшийся, надежный человек!». Но, к сожалению, партнеры получали другое сообщение: «Я недоволен собой, неуверен в себе и хочу производить впечатление не того человека, каким являюсь!». «Странное» поведение партнеров по переговорам в таком свете становилось вполне обоснованным.
Началась совместная работа по изменению имиджа. Первым препятствием на этом пути оказалось сильное сопротивление супруги руководителя, которой он рассказал о своих замыслах. Ее можно понять: те самые дорогие костюмы выбирала и покупала ему она — кстати, с большим вкусом. Поэтому сначала пришлось договариваться с ней. Потом совместно с заказчиком были проанализированы его манера двигаться и говорить — на это тоже ушло некоторое количество времени. И, наконец, завершающий штрих: покупка нового гардероба, который бы подчеркивал самые сильные стороны внешности заказчика и его деловых и личностных качеств. Об этом долго рассказывать, но главное, что произошло в данной сфере — появились цвет и движение. Для этого пришлось изменить многое: от качества ткани, из которой был изготовлен галстук, до часов.
Эффект был заметен уже через месяц; на вопрос о том, как складываются отношения с зарубежными партнерами, клиент небрежно ответил: «Да прекрасно все, они теперь во мне души не чают!».
Мораль сей басни такова: не существует имиджа хорошего и имиджа плохого. Есть имидж, адекватный объекту и ситуации и, соответственно, имидж неадекватный объекту и ситуации. Главная задача консультанта-имиджмейкера «угадать — угодить». Угадать даже то, что не в состоянии сразу обозначить клиент. И угодить — создав образ, полностью учитывающий сильные стороны клиента и требования момента. Тогда и получается результат, который так красиво называется: позитивный имидж.
Что ещё можно прочесть?
Статья «Репутация в бизнесе: как снизить риски»
Статья «Внутренний pr службы персонала: зачем, кто и как?»