управление в российском бизнесе: ситуации

В копилку!
Ситуации «из жизни»

Уважаемые гости!
Вы можете присылать в «Копилку» описание ситуаций из весьма широкой области — управления в российском бизнесе. Это могут быть случаи, которые показались Вам интересными, смешными, ужасными; те, которыми хочется поделиться с миром. Поскольку цель создания данной рубрики — формирование банка «клинических случаев», связанных с управлением по-российски, а не обидеть кого-либо из руководителей или рядовых сотрудников компании, о которой пойдет речь в том или ином рассказе, название компании и детали, по которым ее можно точно «вычислить», будут скрыты при публикации. Также прошу Вас указывать в письме, разрешаете ли Вы опубликовать ваши данные.

Семен Евгеньевич Ф., руководитель отдела рекламы

Я обнаружил странную тенденцию в российском бизнесе, особенно в секторе b2c. Люди не хотят шевелиться, чтобы зарабатывать. Точнее, от денег, конечно, народ не отказывается, но и напрягаться, даже минимально, тоже никто не хочет.

Когда осенью 2008 года кризис только пришел в Россию, было очень много надежд типа: «Ну вот, сейчас кризис все расставит по своим местам, ленивые и недостаточно профессиональные вылетят с рынка, словно пробка из бутылки». Прошел почти год, и пока что-то не видно, чтобы этот очистительный процесс, наконец, заработал. В магазинах, спортивных центрах, косметических салонах, банках, медицинских центрах, да что там – даже на оптовых рынках – все какие-то расслабленные, вялые, апатичные. Не люди, а осенние мухи. Прямо пока сказали только на рынке, когда я попросил взвесить мне полкило минтая для кошки: «Буду я еще из-за полкило рыбы по всему рынку бегать!», но вообще-то, такой подтекст – везде. Дескать, вот будет большой заказ – я соизволю свою пятую точку от стула оторвать, а на мелочевку – не размениваюсь!».

Я сначала задумался – а почему так? Нелогично же: денег у людей мало, безработица грозит многим, да и клиентов терять опасно. А потом понял – как раз все логично получается: во-первых, многие потеряли веру в будущее и живут исключительно сегодняшним днем. Думаю, это само собой получается – когда впереди нет никакого проблеска, только и остается, что беречь силы и поменьше двигаться. Во-вторых, сейчас лето. А летом в нашей стране, какой бы там кризис не случился, все равно: у кого есть возможность – уезжает отдыхать, у кого нет – трудится на огороде и готовит запасы на зиму. Но и те, и другие, решают проблемы не профессиональные, а личные. А в-третьих, после того, как осенью и зимой кучу народу за просто так посокращали, теперь о благополучии компании никто не заботится (и раньше-то не особо горели, а теперь – совсем на это забили). Сработал принцип «Как ты ко мне, так и я к тебе». Вот и сидят, ничего не делают, и ничего не хотят. Руководство это видит, но почему-то ничего не предпринимает.

Я сам руководитель, и в моем отделе присутствует та же картина. Очень трудно вывести людей из этого амебного состояния, но я хотя бы пытаюсь. Я по первому образованию врач, и в этой ситуации у меня возникают аналогии с начальной стадией депрессии – не той, которую журналисты придумали, а с настоящей, медицинской депрессией. А ведь она может закончиться и летальным исходом – если не лечить. Только вот как это лечить, кто бы сказал?

Андрей Б., частный предприниматель

Гуляя по Москве, обращали ли вы внимание на весьма приличное количество объявлений из серии «Приглашаем на работу продавцов»? Я вот обратил – и удивился. Кризис, потребление снижается, многие магазины закрываются – а продавцы все равно нужны, во всяком случае – в столице и, наверное, в других крупных российских городах. Стал наблюдать, расспрашивать, читать материал по этой теме, и пришел вот к каким предположениям и выводам.

1. Продавцов нынче сильно прижали: работать надо больше, а платят меньше, чем раньше, плюс обманывают, плюс штрафуют, и почти совсем не обучают работе с клиентом.

2. Похоже, что самый распространенный сейчас метод мотивации продавцов – угроза увольнения и само увольнение (отсюда и постоянная потребность в новых сотрудниках). Типа, проще нового взять, чем старого воспитывать.

3. Очень много продавцов, которые явно вообще никогда не работали в этой области (особенно в тех магазинах, где продается ширпотреб). Испуганные, зашуганные, бестолковые – не продавцы, а одно горе.

4. Похоже, что сейчас приоритет при приеме на работу имеют женщины от тридцати пяти лет, девчонок совсем мало. Ну, да эта категория (женщины от тридцати пяти) – менее требовательная и более сговорчивая, чем девчонки, потому и приоритет.

5. Душевный комфорт покупателя как не интересовал начальство продавцов, так и не интересует. Поэтому продавцы нет-нет, да и оторвутся на клиенте – то нахамят, то поучать начнут, то обсчитают. Здесь никакого контроля со стороны руководства нет.

Возможно, что я где-то ошибаюсь в своих предположениях. Но вряд ли сильно. Жаль, ведь можно было и на самом деле использовать кризис, чтобы завинтить разболтавшиеся гайки в нашем сервисе. А выходит так, что расплачиваться опять будет покупатель.

Альфия Х., директор по персоналу в госучреждении

Навеяло после посещения одного профессионального форума эйчаров. Тема была – что-то вроде «Как изменится профессия HR после кризиса». Особенно зацепило выступление одной очень толковой дамы:

«Задача профессионального HR быть support for business, найти таких профессионалов, которые смогут делать то, что требуется компании, развивать людей не только профессионально, но и личностно, и это драйв для бизнеса. Да, это не всегда нужно и востребовано. А собственно всегда ли мы осознаем, что мы делаем, как и для чего живем. Вопрос личных качеств HR очень серьезный и неоднозначный. В каждой компании свое понимание и свои требования. Где-то это и вообще неважно. Я же считаю, что HR сам в первую очередь должен быть готов к изменениям, признавать право других на существование, право других иметь свое мнение, эмпатию и осознавание себя в этом мире».

Да, сказала – так сказала. Как говорится, твоими бы устами да мед пить. Только, на мой взгляд, пока все складывается так, что эйчар в любой организации (неважно – государственной или коммерческой) потеряет даже те немногие полномочия, какие у него были до кризиса. Количество эйчаров сократилось в разы. Зарплату им урезали. Допфункции, которые на них навалили, к управлению персоналом имеют лишь отдаленное отношение. С обучением для эйчаров и раньше были проблемы – ни денег, ни времени на это дело не выделяли. А теперь, поди, и совсем кран перекроют. И теперь вопрос – будет ли человек, обладающий всеми качествами, которые описаны в приведенном высказывании, работать на таких условиях? Маловероятно. Он станет искать себе что-то иное, может быть, даже в совсем другой области. А кто согласится? Те, кому некуда деваться. И будут мстить всем окружающим за весь негатив, который имеют от начальства, в первую очередь – кандидатам и коллегам. Какое уж там «признавать право других на существование и право других иметь свое мнение»!

Вот такой вот я вижу здесь заколдованный круг. А как хочется, чтобы в сфере HR работали действительно незаурядные люди. Всегда и везде все упирается в людей. Превратить эйчаров в «винтики» – значит, полностью развалить систему управления персоналом.

Что ещё можно прочесть?

Статья «Пять законов поведения покупателя»

Статья «Пробегом по аптекам»

Статья «Переговоры: жесткие, мягкие, конструктивные…»

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты