управление в российском бизнесе: ситуации

В копилку!
Ситуации «из жизни»

Уважаемые гости!
Вы можете присылать в «Копилку» описание ситуаций из весьма широкой области — управления в российском бизнесе. Это могут быть случаи, которые показались Вам интересными, смешными, ужасными; те, которыми хочется поделиться с миром. Поскольку цель создания данной рубрики — формирование банка «клинических случаев», связанных с управлением по-российски, а не обидеть кого-либо из руководителей или рядовых сотрудников компании, о которой пойдет речь в том или ином рассказе, название компании и детали, по которым ее можно точно «вычислить», будут скрыты при публикации. Также прошу Вас указывать в письме, разрешаете ли Вы опубликовать ваши данные.

Виктор Николаевич Т., руководитель отдела маркетинга в коммерческой компании

Непосредственно перед праздником Восьмого Марта я обнаружил, что, покупая своим дамам-подчиненным сувенирчики, кое о ком забыл. Естественно, эту ошибку надо было срочно исправлять, и я побежал в магазин. С магазином мне, кстати, повезло – в том смысле, что он находится в двух шагах от дома, работает допоздна, да и выбор там весьма и весьма неплохой. Цены – не сказать, чтобы низкие, но ничего, терпимо. Сам магазин – что-то вроде хозяйственного супермаркета, только не громадный, а просто большой. Самое главное – много разных вариантов: и сувениры, и парфюмерия, и декоративная посуда, и мягкие игрушки, и всякие хозяйственные мелочи, которые сам себе не купишь – дороговато, но получить в подарок не откажешься.

А на календаре уже пятое марта. С утра или днем не получилось, вечером иду в магазин и готовлю себя морально: затянул, народу будет много. Но к ТАКОМУ я готов не оказался. Очереди к кассам были такие, что мне сразу вспомнилась моя советская юность. Едва увидев все это, я ощутил внутренний толчок к тому, чтобы развернуться и уйти. Но чувство долга превозмогло нежелание стоять в очереди, и я мужественно отправился в торговый зал. Подойдя с выбранными сувенирчиками к кассе, я вдруг понял, почему народу так много, а очереди практически не двигаются: из восьми касс работали две. Духота возле касс была страшная: магазин находится в подвальном помещении, вентиляция то ли не работает в принципе, то ли не справляется. Жещины-кассирши уставшие, раздраженные, путаются, переспрашивают по два-три раза, глаза у них затравленные. Ну да, их тоже можно понять: работают с девяти утра, а сейчас – половина девятого вечера, не позавидуешь. У покупателей, которые стоят в этих двух очередях, тоже лица утомленные, а кое у кого – и злые.

Почему я так подробно рассказываю: во мне проснулся маркетолог. Я ведь знаю, что с кризисом практически везде наблюдается спад продаж, слышал, какое количество переживаний на эту тему у хозяев и руководителей многих коммерческих компаний. И вдруг – такое. Поэтому я стал очень тщательно исследовать все, что происходило вокруг меня: посмотрел, какие подарки люди выбирают (подешевле, по большей части), какие разговоры ведут в очереди (возмущались и ругали хозяев магазина). Посчитал, какой процент покупателей принимает решение не стоять в очереди – процент был немалый, и какое количество людей, толь-ко зайдя в магазин и узрев змеящуюся очередь, круто разворачивались и уходили. Я бы, наверное, даже сделал какое-нибудь важное открытие, пока стоял в очереди – но мне стало плохо. Пришлось бросить пластиковую корзинку с несостоявшимися покупками и бежать на воздух. В очереди я провел пятьдесят минут. Преклоняюсь перед теми (особенно – мужчинами), кто выстоял-таки ее до победного конца. А я зашел на оптовый рынок, купил – без очереди – несколько красивых коробочек с чаем и конфетами и поздравил всех, кого хотел. Думаю, что вновь в этот супермаркет меня потянет не скоро. Интересно, хозяева этого магазина тоже жалуются на кризис и «снижение покупательской способности россиян»?

Римма Ш., директор по персоналу в производственной компании.

Я шесть лет руковожу Департаментом Персонала в крупной российской компании, а вообще в этой сфере работаю почти двадцать лет. Недавно я присутствовала на важном мероприятии в области российского HR-менеджмента. До сих пор не могу отделаться от впечатления, что слетала на другую планету или, может быть, в какое-то эйчарское Беловодье. Почему Беловодье? Потому что все, абсолютно все темы, которые там затрагивались, были из серии «у нас все прекрасно, и как бы нам сделать еще лучше?». Как будто нет на свете кризиса и связанных с ним отказа от сотрудничества с кадровыми агентствами; предельно урезанного бюджета на обучение и «социалку»; необходимости увольнять «в никуда» большое количество сотрудников; вечных проблем с адаптацией новых сотрудников, которых по-прежнему неоткуда взять, если речь идет о профессионалах; «подвешенного» состояния самих эйчаров, наконец. Обсуждения касались преимущественно теоретических вопросов, а от иностранной терминологии у меня разболелась голова… Возможно, у меня в итоге сложилось бы впечатление, что это лишь у нас в компании имеются проблемы, а у всех остальных дела идут замечательно. В перерыве я разговорилась с несколькими коллегами, и что же? У них, как оказалось, такое же точно ощущение: разговор идет не по существу. Но на массовом уровне картина такая: состояние всеобщей приподнятости, прогрессивные суждения, ссылки на западных авторов … и все. Вот уже немало времени прошло с этого мероприятия, а я все в сомнениях: действительно ли все так хорошо, и основная задача эйчаров на данный момент – обсуждение преимуществ японской системы менеджмента перед американской? Я чего-то не понимаю или это антикризисная мера такая: делать вид, что все в порядке?

Александр С., владелец сервисной компании.

Говорят же – кризис – время переосмысления. Вот я и хочу поделиться своим опытом переосмысления. Я – бессменный генеральный директор в своей собственной компании. На рынке мы находимся с марта девяносто восьмого года – так что в августе того же года, с дефолтом, боевое крещение у нас было что надо. С 2005 года, когда компания стала быстро и скачкообразно расти, у нас появилась своя HR-служба.

В общем, я был доволен их работой, одного всегда было жалко: денег на кадровые агентства. В конце-то концов, это же их, кадровиков, прямая работа – новых сотрудников искать. Так и нечего ее на аутсорсинг (я тоже умные слова знаю) отдавать.

Короче, как только все вокруг заговорили об экономическом кризисе, я вызвал к себе своих кадровиков и сказал, что денег на кадровые агентства больше не дам. Стали они искать самостоятельно. А потом одна из наших сотрудниц в декрет ушла, а другая стала просить: раз денег не даете, тогда привлекайте всех руководителей к подбору. Я, конечно, согласился.

Руководители (да и я тоже, и я ведь во всем этом участвую) взвыли уже через неделю или десять дней такой работенки. Я и не подозревал раньше, что это настолько сложно: читать и отбирать нужные из всех этих резюме, собеседовать людей по телефону, а уж про интервью я и не говорю, это ж просто ужас. Кто-то опаздывает, кто-то не приходит, не предупредив, а кто-то лучше бы и не приходил никогда. Я только теперь понял, за что я плачу деньги своим специалистам, и за что платил кадровым агентствам. И еще понял, что и специалисты у меня хорошие, и кадровые агентства были профессиональные. Денег жалко по-прежнему, но агентства все равно будем привлекать.

Что ещё можно прочесть?

Статья «Пять законов поведения покупателя»

Статья «Пробегом по аптекам»

Статья «Переговоры: жесткие, мягкие, конструктивные…»

 

© Елена Закаблуцкая | e-mail: elena@artmanage.ru | обо мне
| карта сайта | задать вопрос | мои клиенты